Разговоры с незнакомыми людьми заводят в непроходимые дебри. Человек западной культуры привычно опирается на понятия, кажущиеся ему незыблемыми. Нравственный закон, добродетель… Несмотря на то, что битвы вокруг всех этих вещей не прекращаются, интуитивно кажется понятным, что такое добро и зло, и каждый вроде бы способен различать нравственное и безнравственное. Недаром сам Кант строил свою этическую философию на морали.
Меж тем, разногласия имеют под собой почву. Корни христианской культуры надёжно скрыты верой. На деле, противоречия в Библии встречаются на каждом шагу. Чтобы свести концы с концами, потребовалась целая гора литературы, по размерам не имеющая себе равных. Говорят, если уничтожить все источники Библии, её можно будет с лихвой восстановить по цитатам, разбросанным по другим книгам.
Центральный тезис для массового верующего в Христа – Бог есть Любовь. На противоречие натыкаешься сразу же, потому что в Ветхом Завете (который, кстати, христианство признаёт) Бог – не только Любящий, но и Ревнитель, и Разрушитель. Бог устраивает всемирный потоп, да и в конце человечество не ждёт ничего хорошего. В Исламе, унаследовавшем ВЗ несравненно полнее, Бог также имеет 99 различных Имён, где "Любящий" – лишь одно из них.
Понятно, что без категории добра трудно жить. Без нравственности невозможно себе представить сложную структуру социума. Так что добру и злу, похоже, суждено так и остаться базовыми, но неопределёнными понятиями, хоть это и не позволит людям договориться, а спорам – утихнуть.
В нехристианских культурах (Индия, Китай) добро не имеет столь прочной позиции. Отчасти поэтому описание реальности в них тоньше и точнее. Дао не обладает человеколюбием, а Будда провозгласил Четыре благородных истины, первая из которых гласит: жизнь есть страдание. Да и в Исламе с понятием добра всё отнюдь не однозначно. Что и иллюстрирует "Сказание о Моисее и Хызре", часть которого вошла в Коран.
Profile
exorthodox
Page Summary
Active Entries
Style Credit
- Style: Neutral Good for Practicality by
Expand Cut Tags
No cut tags