[personal profile] exorthodox

Для любителей напрягать ум есть судоку, детективы и логические задачи. Притчи, как и обучающие истории, используются для тренировки навыка созерцания. Смысл такой тренировки – научиться видеть реальность, очищенную от отношений, которыми человек привык окрашивать всё, что с ним происходит.

Методика работы с такими текстами сводится к "свидетельствованию". Текст прочитывается, усваивается и опускается на более глубокий слой ума, в бессознательное. Жизнь идёт своим чередом, и в нужные моменты текст себя проявляет – связи, заложенные в нём, обнаруживают подобие в происходящем, после чего сознательный слой ума оформляет внутренний опыт в понимание.

Будучи изложено на словах, это понимание не передаётся другому человеку, не имеющему подобного опыта проживания сути истории. Книжное знание скоро забывается, и притча оставляет в памяти след в виде смутного воспоминания – это одна из любопытных и, быть может, даже красивых историй, не более того.

В обучающей истории, как правило, присутствует ключевая фраза, вокруг которой завязывается интрига. Ниже приводится в качестве иллюстрации приводится главка из Чжуан Цзы (взят чуть подправленный перевод Л.Д.Позднеевой). Понятно, что интрига в ней связана с трёхдневным затвором Чжуан Чжоу.

**

Когда Чжуан Чжоу уже приближался к ограде парка Тяолин на холме, он увидел странную птицу, прилетевшую с юга: крылья — три-четыре локтя размахом, глаза с вершок. Пролетая над Чжуан Чжоу, она коснулась его лба и опустилась в каштановой роще.

— Что это за птица! — удивился Чжуан Чжоу. — Крылья большие, а летает с трудом, глаза огромные, а видит плохо.

Подобрав полы платья, он поспешил за ней, держа наготове самострел. Тут он заметил, как цикада, нежась в тени, забыла о том, что ее окружает, как кузнечик-богомол, незаметно подобравшись, набросился на нее и, упиваясь добычей, забыл обо всем на свете. В тот же миг их обоих схватила странная птица и, любуясь добычей, сама забыла о себе.

— Ах! — воскликнул опечаленный Чжуан Чжоу. — Вещи навлекают беду одна на другую, разные существа губят друг друга.

Он бросил самострел и пошел прочь, лесник же догнал его и принялся бранить.

Вернувшись домой, Чжуан Чжоу три луны не выходил со двора.

— Почему вы, учитель, так долго не показывались? — спросил его ученик Лань Це.

— Оберегая себя, я забыл о себе, — ответил Чжуан Чжоу. — [Так долго] наблюдал за мутной лужей, что потерялся в чистом источнике. А ведь я слышал от [своего] учителя: “Погрузишься в то обыденное — [и] последуешь за тем обыденным”. Ныне я бродил по старому парку и забыл о себе. Странная птица пролетела мимо меня, коснувшись моего лба, и забыла о себе. Лесник же в каштановой роще напустился на меня с бранью. Вот почему я не выходил со двора.

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting
Page generated Jan. 2nd, 2026 07:47 am
Powered by Dreamwidth Studios